Знаете, что обыкновенно заставляет нас остановиться, прекратить попытки или не действовать вовсе? Мнение экспертов.
Да, именно мнение экспертов. Они могут иметь подтверждение своей экспертности в виде различных дипломов и сертификатов или причислять себя к экспертам, ссылаясь на большой жизненный опыт.
Расскажу вам две истории из своей жизни.
Как-то мы с моей старшей дочкой (тогда ей было 13) были в гостях и там она услышала, как брат моей подруги взахлёб рассказывал о невероятно классном месте, где он учился. Парню нравилось абсолютно всё: ребята, учителя, сама атмосфера.
Это был «лицей для одарённых детей», созданный при университете. Там было четыре факультета. «Совсем как в Хогвартсе», — прошептала дочка. Дети жили в специальном общежитии при лицее. Уроки вели преподаватели университета. К тому же это было абсолютно бесплатно — лицей находился на государственном финансировании.
Но всё было не так просто: туда надо было поступать — сдавать экзамены наподобие ЕГЭ. А желающих было заметно больше, чем мест в лицее, так что по конкурсу проходили далеко не все. И моя дочка, наслушавшись таких хвалебных речей, загорелась идеей поступить в этот чудесный лицей. Её не остановило даже то, что никто из учителей не считал её «одарённым ребёнком». Она хотела там учиться. Очень.
Чтобы пояснить, насколько она была далека от одарённости, я расскажу о моём разговоре с её первой учительницей. Учительница, кстати, была нормальной, и школа — одной из лучших в городе. Но оценки в дочкином дневнике говорили не в пользу её «одарённости». В основном это были тройки, изредка перемежаемые двойками и четвёрками.
Вот я сижу на родительском собрании в 3 классе. Учительница так ни разу и не упомянула имя дочери — как я потом сообразила, из чувства такта. Она подошла ко мне после собрания, отвела меня в сторону и не глядя мне в глаза, как бы смущаясь своей откровенности, сказала:
— Вы не расстраивайтесь, но понимаете ли… у вашей девочки нет способностей ни к гуманитарным, ни к точным наукам, то есть вообще ни к чему. Мне очень жаль вам это говорить, но лучше вам знать такие вещи… лучше трезво оценивать её возможности. А тройка — это предел для неё. Пожалуйста, не требуйте от неё большего, я вижу, она старается, но понимаете ли… она просто не тянет.
— Что ж, ставьте тройку, — ответила я.
Да и с чего бы мне не доверять мнению эксперта? Всё-таки я не педагог.
«Оценки — это не главное, я ведь люблю её и с тройками», — так я рассуждала, возвращаясь с собрания домой.
Так сложилось, что в 4 классе, дочка оказалась в другой школе, где другая учительница видела её совсем по-другому. Она утверждала, что «редко встречала столько упорства и трудолюбия в ребёнке». Она подбадривала, хвалила и поощряла. Так 4 класс моя девочка закончила отличницей. Но в силу обстоятельств нам снова надо было переезжать, а значит менять школу.
Надо сказать, что кроме трудностей в учёбе, у дочки была ещё одна непростая проблема — она была высоким ребёнком. Не просто высоким, а на голову выше своих сверстников. Конечно, она страдала от этого, ведь дети не отличаются особой толерантностью. Ей доставались все обидные прозвища, какие можно было придумать, она была вечным объектом для насмешек и, конечно, с ней никто не хотел дружить.
Учительница тоже это видела и предложила: «Раз уж ты идёшь в новую школу, иди не в пятый, а сразу в шестой класс. Там дети постарше, повыше, ты не будешь так выделяться на их фоне». Она рассказала, что можно сдать экзамены экстерном за пятый класс: «Там ничего сложного. В основном повторение начальной школы. Ты справишься, я уверена».
И мы решили попробовать.
Я составила план. На тот момент у меня уже неплохо получалось это делать. Готовиться к экзаменам предстояло летом, а мне так не хотелось лишать мою девочку каникулярных радостей, что я сократила время подготовки до минимума — 2 часа в день.
Лето подошло к концу, мы пришли в новую школу, и я написала заявление с просьбой принять экзамены за пятый класс экстерном. И дочка их все сдала. На пятёрки. Её зачислили в шестой класс, и новые учителя смотрели на неё с уважением.
Она действительно меньше выделялась на фоне одноклассников, хотя и была самой высокой в классе и младше всех на два года. За ней закрепился имидж «умной девочки» и всё шло хорошо, до тех пор, пока в гостях у моей подруги она не услышала о «волшебном лицее».
Видя, как горят её глаза, я решилась ей помочь. А вдруг? Почему бы и нет?
Факультет она выбрала химический, так как мечтала после школы поступать в медицинский. Туда надо было сдавать математику и химию. С математикой решено было справиться собственными силами, а вот химия… я ничем не могла помочь. Из школьного курса я помнила лишь формулу воды и имя создателя периодической таблицы (по правде говоря, помнила я только его фамилию).
Я давно усвоила, что если не можешь решить проблему своими силами, ищи того, кто может тебе помочь. Поэтому расспросила всех знакомых, и мне рекомендовали лучшего репетитора по химии «у которой все дети поступают». Отлично! Я договорилась с ней о занятиях. Но после второго урока репетитор позвонила мне и сказала примерно следующее:
— Вы меня извините, конечно, но, я, знаете ли, дорожу своей репутацией. А у этой девочки нулевые знания. Ни я, ни кто другой не сможет её подготовить за год. Ей предстоит решать задачи олимпиадного уровня, а она названия элементов путает. Уж поверьте моему 20-летнему педагогическому опыту, она не поступит. Это нереально. И я вам говорю это лишь для того, чтобы вы не тешили её пустыми надеждами. Поэтому, я вас очень прошу, не тратьте моё время и свои деньги.
Что ж, эта женщина была настоящим экспертом в своём деле. К тому же мне понравилась её честность, ведь она же могла целый год брать с нас деньги за занятия, а вот не стала…
Передав этот разговор дочери, я сочла, что тема закрыта. Но она только опустила голову и молча ушла в свою комнату. Заглянув туда через час, я увидела, что она плачет над задачником по химии. И на следующий день то же самое. И на следующий… Нет, она не делала это демонстративно, просто тихонько уходила к себе и плакала, пытаясь решить хоть одну задачу из этого злополучного учебника.
Тут уж не выдержала я:
— Ты что не можешь захотеть чего-то другого?
— Я хочу там учиться.
— Ты не поступишь, репетитор так сказала.
— Я хочу там учиться.
— Надо химию сдавать, а ты её не знаешь.
— Я хочу там учиться.
— Слушай, не мучай себя, выбери мечту в соответствии с возможностями.
— Я хочу там учиться.
Сначала меня разозлило её упрямство. Но она не собиралась сдаваться, и, глядя на неё, я вдруг подумала, а может всё-таки попытаться?
— Ладно, я тебе помогу. Только обещай, делать всё как я скажу.
— Но ты же не знаешь химию?
— Я знаю, как составить план.
В этот же вечер я написала план и дочка начала заниматься. Был конец сентября. Экзамены надо было сдавать в конце августа. У нас был почти год впереди.
Дочка благополучно закончила 9 класс, сдала ГИА на все пятёрки и продолжала готовиться к химии.
Много чего произошло за этот год, но вот наступил час «Х». Мы вместе поехали в другой город — поступать в лицей. Экзамены были довольно сложные по 100-бальной системе.
Когда на следующий день после экзамена по химии мы с замиранием сердца подошли к доске с результатами, то не поверили своим глазам: второй результат в группе.
«Этого не может быть… эксперт ведь сказал… наверное, это ошибка…» — пронеслось у меня в голове
Но это была не ошибка.
Дочка успешно окончила этот лицей и поступила в медицинский, как и планировала, однако после первого курса врачом быть передумала, но это уже совсем другая история…
И ей тоже, как тому мальчику, безумно нравилось учиться в этом лицее, она приезжала домой на выходные и рассказывала, как же там круто! У неё появились друзья, с которыми она общается до сих пор. Но главное, у неё на всю жизнь появилась прививка от «мнения экспертов». А это, пожалуй, самое важное.
Я прошу вас — не позволяйте чужому мнению загонять вас в рамки. Оно не имеет для вас никакого значения. Никакого. Не эти люди принимают решение, а вы.
Не позволяйте другим диктовать, что вам делать. Только вы решаете, что для вас правильно, а что нет. Только вы понимаете, насколько важны ваши цели и мечты, на что вы способны.
Кажется, эта история получилась слишком длинной, так что вторую расскажу в следующий раз.
ДРУГИЕ СТАТЬИ БЛОГА: