Мнение экспертов. Продолжение

Как часто мнение экспертов заставляет вас прекратить попытки или даже не предпринять их? 

 

Ещё одна моя история из жизни на тему экспертности.

 

Когда моей младшей дочери исполнилось шесть, и надо было отдавать её в школу, от подруги я случайно узнала о существовании альтернативной формы образования. Оказывается, детей можно учить дома, и это право закреплено законодательно. Меня это удивило, заинтересовало, и я прочитала всё, что нашла по этой теме в интернете и решила: «это то, что нам нужно!».

 

Во-первых, дочке только исполнилось шесть, и на фоне большинства семилетних первоклассников, она была «маленькой» (что ни говори, а год в этом возрасте – очень много).

 

Во-вторых, мы живём в крошечной деревушке и школа здесь, как бы это сказать… не очень сильная.

 

В-третьих, старшая дочка была в школе «белой вороной» и очень страдала от детской агрессивности, и у меня были все основания думать, что история повторится.

 

В-четвёртых, меня вдохновила сама идея обучать ребёнка в его ритме, делая акцент на практических навыках, на том, что ему по-настоящему интересно, не отвлекаться на организационную рутину. И чего уж греха таить, меня соблазнила возможность самой планировать что, когда и как мы будем делать.

 

В общем, я решительно направилась в местный отдел образования, дождалась своей очереди, зашла в кабинет, поздоровалась и сразу изложила свою просьбу:

– Хочу оформить семейное обучение для ребёнка.

Начальник отдела образования с минуту смотрела на меня в недоумении поверх очков, потом елейно улыбнулась:

– Конечно, приносите справку от врача, и мы оформим.

– Нет, вы меня не поняли, у ребёнка нет проблем со здоровьем, я просто хочу оформить семейное образование.

– Нет, без справки от врача мы ничего оформлять не будем, – отрезала она, уже без всякой улыбки.

 

Я, правда, не ожидала столь резкого отказа, но опыт научил меня, что когда идёшь в инстанции – будь готов назвать точный номер статьи из закона. Поэтому я не отступала:

– Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ, образование может быть получено в форме семейного образования по желанию родителей.

 

Пробормотав себе под нос что-то вроде «слишком грамотные все стали» и не удостоив меня ответом, она позвонила кому-то по телефону. Через две минуты в кабинет быстрым шагом вошла довольно миловидная женщина, как оказалось, это была заместитель начальника.

– Вот, – кивнула в мою сторону начальник отдела образования, – хотят сами учить ребёнка.

– Что значит сами? – искренне удивилась замначальника, – У вас что, есть педагогическое образование?

– Нет, – честно призналась я, и почему-то почувствовала себя неловко из-за отсутствия педагогического образования.

– Ну, тогда вы не справитесь, – уверенно заявила замначальника, – Вы даже не представляете, насколько это сложная задача!

– Это надо знать методики, разбираться в предмете, у вас же нет опыта! – подхватила начальник управления образования, – Мало того, что вы ребёнка нормально ничему не научите, вы просто испортите ему жизнь, лишив его школы.

 

Не буду пересказывать все дальнейшие препирательства. Начальник отдела образования и её заместитель твёрдо решили отстоять «интересы ребёнка» и образумить меня, потому что «это безответственное отношение» и «ребёнок вырастет несоциализированным». Но основной аргумент был: «вы не сможете». Минут десять они, перебивая друг друга, пытались меня убедить в том, что «вы не сможете, поверьте нашему педагогическому опыту».

 

На тот момент у меня уже был определённый иммунитет к «мнению экспертов». Моя старшая дочь училась на бюджетном первом курсе медицинского, куда, как говорили знающие люди «невозможно поступить без репетиторов или взяток». Поэтому, я выдохнула, и, стараясь сохранять доброжелательный тон, сказала:

– Оформите, пожалуйста семейное образование для моего ребёнка, в законе сказано, что у меня есть такое право.

 

Признаюсь, что, выходя из отдела образования с нужной мне бумажкой, я испытывала сомнения и даже страх. А что, если они правы? Если это глупая затея? Если у меня не получится? Но, я усилием воли отогнала от себя эти навязчивые мысли. «Только я знаю, что я смогу. Никакие эксперты не могут этого знать», – повторила я про себя несколько раз. Мне стало немного спокойнее, но абсолютной уверенности в том, что я сейчас поступаю правильно не было.

 

Моей младшей дочке 17. Она закончила 11 классов в 14лет. Без репетиторов и спецшкол освоила два языка (английский и немецкий) до уровня В2. Придумала проект, цель которого была  в том, чтобы читающих детей в нашей стране стало больше, и вела вполне успешный блог, где писала честные отзывы на книги для детей и подростков. Написала книгу о своём опыте учёбы без школы. В аттестате у неё все пятёрки. Но, если честно, оценки не важны. Намного важнее для меня то, что она выросла самостоятельной и организованной, способной ставить цели и достигать их. Сейчас она студентка и у неё новые интересы.

 

Было ли мне сложно учить дочку самой? Пожалуй, не очень. Сначала я занималась с ней регулярно, но постепенно обучающий процесс плавно перешёл в «самообразование». Последние пару лет я мало чем могла ей помочь, ведь программу 8-9 класса почти никто из взрослых не помнит. А план, как сдать 10 и 11 класс за один год, она уже составляла сама.

 

Я уверена, что эксперты из управления образования искренне верили в то, что я не справлюсь.

 

Но правда в том, что никто, даже по-настоящему опытный эксперт не знает, что вы можете, а что нет.

 

Поэтому, не позволяйте никому указывать, как вам стоит поступать. Никогда.

 

Решать вам, только вы определяете предел того, с чем готовы справиться.

 

Не отказывайтесь от того, что важно для вас, только потому, что другие, с высоты своего опыта считают, что «вы не сможете». Если вы чувствуете, что ваша цель важна, то обязательно найдёте способ её достичь, даже если сейчас у вас нет готового решения.

ДРУГИЕ СТАТЬИ БЛОГА:

10 МИФОВ ОБ ИНТРОВЕРТАХ

САМЫЙ ВКУСНЫЙ ШТРУДЕЛЬ