Как часто мнение экспертов заставляет вас прекратить попытки или даже не предпринять их?
Ещё одна моя история из жизни на тему экспертности.
Когда моей младшей дочери исполнилось шесть, и надо было отдавать её в школу, от подруги я случайно узнала о существовании альтернативной формы образования. Оказывается, детей можно учить дома, и это право закреплено законодательно. Меня это удивило, заинтересовало, и я прочитала всё, что нашла по этой теме в интернете и решила: «это то, что нам нужно!».
Во-первых, дочке только исполнилось шесть, и на фоне большинства семилетних первоклассников, она была «маленькой» (что ни говори, а год в этом возрасте – очень много).
Во-вторых, мы живём в крошечной деревушке и школа здесь, как бы это сказать… не очень сильная.
В-третьих, старшая дочка была в школе «белой вороной» и очень страдала от детской агрессивности, и у меня были все основания думать, что история повторится.
В-четвёртых, меня вдохновила сама идея обучать ребёнка в его ритме, делая акцент на практических навыках, на том, что ему по-настоящему интересно, не отвлекаться на организационную рутину. И чего уж греха таить, меня соблазнила возможность самой планировать что, когда и как мы будем делать.
В общем, я решительно направилась в местный отдел образования, дождалась своей очереди, зашла в кабинет, поздоровалась и сразу изложила свою просьбу:
– Хочу оформить семейное обучение для ребёнка.
Начальник отдела образования с минуту смотрела на меня в недоумении поверх очков, потом елейно улыбнулась:
– Конечно, приносите справку от врача, и мы оформим.
– Нет, вы меня не поняли, у ребёнка нет проблем со здоровьем, я просто хочу оформить семейное образование.
– Нет, без справки от врача мы ничего оформлять не будем, – отрезала она, уже без всякой улыбки.
Я, правда, не ожидала столь резкого отказа, но опыт научил меня, что когда идёшь в инстанции – будь готов назвать точный номер статьи из закона. Поэтому я не отступала:
– Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ, образование может быть получено в форме семейного образования по желанию родителей.
Пробормотав себе под нос что-то вроде «слишком грамотные все стали» и не удостоив меня ответом, она позвонила кому-то по телефону. Через две минуты в кабинет быстрым шагом вошла довольно миловидная женщина, как оказалось, это была заместитель начальника.
– Вот, – кивнула в мою сторону начальник отдела образования, – хотят сами учить ребёнка.
– Что значит сами? – искренне удивилась замначальника, – У вас что, есть педагогическое образование?
– Нет, – честно призналась я, и почему-то почувствовала себя неловко из-за отсутствия педагогического образования.
– Ну, тогда вы не справитесь, – уверенно заявила замначальника, – Вы даже не представляете, насколько это сложная задача!
– Это надо знать методики, разбираться в предмете, у вас же нет опыта! – подхватила начальник управления образования, – Мало того, что вы ребёнка нормально ничему не научите, вы просто испортите ему жизнь, лишив его школы.
Не буду пересказывать все дальнейшие препирательства. Начальник отдела образования и её заместитель твёрдо решили отстоять «интересы ребёнка» и образумить меня, потому что «это безответственное отношение» и «ребёнок вырастет несоциализированным». Но основной аргумент был: «вы не сможете». Минут десять они, перебивая друг друга, пытались меня убедить в том, что «вы не сможете, поверьте нашему педагогическому опыту».
На тот момент у меня уже был определённый иммунитет к «мнению экспертов». Моя старшая дочь училась на бюджетном первом курсе медицинского, куда, как говорили знающие люди «невозможно поступить без репетиторов или взяток». Поэтому, я выдохнула, и, стараясь сохранять доброжелательный тон, сказала:
– Оформите, пожалуйста семейное образование для моего ребёнка, в законе сказано, что у меня есть такое право.
Признаюсь, что, выходя из отдела образования с нужной мне бумажкой, я испытывала сомнения и даже страх. А что, если они правы? Если это глупая затея? Если у меня не получится? Но, я усилием воли отогнала от себя эти навязчивые мысли. «Только я знаю, что я смогу. Никакие эксперты не могут этого знать», – повторила я про себя несколько раз. Мне стало немного спокойнее, но абсолютной уверенности в том, что я сейчас поступаю правильно не было.
Моей младшей дочке 17. Она закончила 11 классов в 14лет. Без репетиторов и спецшкол освоила два языка (английский и немецкий) до уровня В2. Придумала проект, цель которого была в том, чтобы читающих детей в нашей стране стало больше, и вела вполне успешный блог, где писала честные отзывы на книги для детей и подростков. Написала книгу о своём опыте учёбы без школы. В аттестате у неё все пятёрки. Но, если честно, оценки не важны. Намного важнее для меня то, что она выросла самостоятельной и организованной, способной ставить цели и достигать их. Сейчас она студентка и у неё новые интересы.
Было ли мне сложно учить дочку самой? Пожалуй, не очень. Сначала я занималась с ней регулярно, но постепенно обучающий процесс плавно перешёл в «самообразование». Последние пару лет я мало чем могла ей помочь, ведь программу 8-9 класса почти никто из взрослых не помнит. А план, как сдать 10 и 11 класс за один год, она уже составляла сама.
Я уверена, что эксперты из управления образования искренне верили в то, что я не справлюсь.
Но правда в том, что никто, даже по-настоящему опытный эксперт не знает, что вы можете, а что нет.
Поэтому, не позволяйте никому указывать, как вам стоит поступать. Никогда.
Решать вам, только вы определяете предел того, с чем готовы справиться.
Не отказывайтесь от того, что важно для вас, только потому, что другие, с высоты своего опыта считают, что «вы не сможете». Если вы чувствуете, что ваша цель важна, то обязательно найдёте способ её достичь, даже если сейчас у вас нет готового решения.
ДРУГИЕ СТАТЬИ БЛОГА:
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ. ЧАСТЬ 1
10 МИФОВ ОБ ИНТРОВЕРТАХ
САМЫЙ ВКУСНЫЙ ШТРУДЕЛЬ