Мифы об архетипах

Небольшое вступление — просто чтобы прояснить основные моменты.

 

Первым идею об архетипах выдвинул Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, ближайший соратник Фрейда и основоположник аналитической психологии.

 

По Юнгу, наше бессознательное включает личное бессознательное (то, что по каким-либо причинам мы забыли и вытеснили из сознания) и коллективное бессознательное (наследие всеобщей памяти человечества).

 

Носителями коллективного бессознательного выступают как раз архетипы — образы, которым присущ определённый набор ценностей и склонность действовать так или иначе. Причём, как утверждал Юнг, архетипы являются универсальными и встречаются в разных культурах в виде символов. Они присущи всем людям без исключения.

 

По Юнгу архетипы:

  • отражаются в сказках, мифах;
  • встречаются во всех культурах во все эпохи;
  • всегда вызывают характерное эмоциональное состояние;
  • могут обладать положительными и отрицательными характеристиками;
  • проявляются элемент коллективного бессознательного.

Юнг считал, что архетипы у человека могут быть какие угодно и нам следует распознавать их, признавать в себе, но не оставаться под их властью.

 

Важный момент: архетипы могут проявляться в разные периоды жизни и в разных ситуациях по-разному.

 

Архетипы помогают нам реализовать свои задатки и уникальные особенности. Этот процесс Юнг называл индивидуацией (некий аналог самореализации). Но это уже другая история…

 

В 1912 Юнг разрывает отношения с Фрейдом, покидает Венское Психоаналитическое Сообщество и начинает разрабатывать собственное направление — аналитическую психологию. Это было трудное время для Юнга — почти все его коллеги отвернулись от него. Он стал непопулярен. Но именно тогда Юнг и высказал идею присутствия архетипов во всём, что порождает человеческое воображение.

 

Итак, концепцию архетипов выдвинул Юнг. Однако сам он не старался как-то классифицировать архетипы, а описывал их произвольно, указывая скорее на общие принципы. Примеры архетипов по Юнгу: мать, ребенок, смерть, мудрец, бог.

 

Классификацией архетипов занялись позже его последователи. Причём пытались классифицировать их разными способами.

 

Например, Мария-Луиза фон Франц — доктор философии, психолог, проработавшая бок о бок с Юнгом около 30 лет — считала, что архетипы группируются друг с другом не случайным образом, а согласно определённому порядку — «игре архетипов», которую она связывала со знаками Зодиака. Или Джин Шинода Болен — доктор медицины, психиатр, юнгианский аналитик — написала несколько книг об архетипах, через типологию греческих богов и богинь.

 

Были и другие варианты классификаций. Так Кэрол Пирсон развила эту идею в маркетинге, объяснив, как архетипы помогают брендам стать известными.

 

Именно К.Пирсон выделила 12 архетипов (в скобках указаны варианты перевода на русский):

  • Innocent (Простодушный/Невинный)
  • Seeker (Искатель)
  • Sage (Мудрец/Философ)
  • Destroyer (Бунтарь/Разрушитель)
  • Warrior (Герой/Воин)
  • Creator (Творец)
  • Orphan (Сирота/Славный малый)
  • Jester (Шут)
  • Lover (Любовник/Эстет)
  • Caregiver (Опекун/Заботливый)
  • Ruler (Правитель)
  • Magician (Маг/Волшебник)

Собственно типология Пирсон и стала самой известной на сегодня классификацией архетипов.

 

Отсюда вытекает миф № 1: теория 12 архетипов основана на аналитической психологии Юнга.

 

Как вы уже поняли — это не так. Никаких Любовников, Искателей, Бунтарей и иже с ними Юнг не описывал.

 

Вначале теория архетипов Юнга не вызвала особого интереса, возможно потому, что не была доработана и больше походила на гипотезу. Ну, существуют какие-то там архетипы, а дальше что?

Хотя сама идея архетипов очень древняя. И способность архетипических образов моментально вызывать нужные эмоции использовалась на интуитивном уровне писателями, художниками, режиссёрами и, конечно, продавцами.

 

И так уж случилось, что именно маркетинг запустил идею архетипов в массы.

 

В 2001 году вышла в свет книга Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов», написанная в соавторстве с профессиональным маркетологом Маргарет Марк. Книга стала бестселлером. Архетипы стали популярной темой. Но… в книге описаны лишь те архетипы, которые обеспечивают мотивацию покупать (у Пирсон, кстати, нет специального психологического образования, хотя это не умаляет её исследовательскую работу).

 

Отсюда вытекает миф № 2: существует всего 12 архетипов.

 

Архетипов больше, чем 12, но для маркетинга достаточно этих 12.

 

Их вполне достаточно для создания аутентичного стиля, хорошего дизайна и внятного личного бренда. Их достаточно для прорисовки литературных персонажей, подбора команды и выхода на свою целевую аудиторию. Их достаточно чтобы увидеть свои лучшие и худшие стратегии.

 

Итак, мы имеем дюжину архетипов и почему-то некоторые архетипы кажутся нам более привлекательными, чем другие.

Приятно сознавать себя «Эстетами», а к «Простодушным» причислять себя совсем не хочется. Ощущать себя «Творцом» приятнее, чем «Опекуном», верно?

Известно, есть запрос — предложение появится.

 

Так возник миф № 3: в нас есть все 12 архетипов, нужно только осознано «включать» нужный — и вы можете быть тем, кем хотите.

 

Если бы это было так… Но увы, архетипы спонтанно поднимаются из бессознательного. И поскольку архетипы являются универсальными символами, то побуждают нас действовать определённым образом — то есть следовать свойственным нам архетипическим стратегиям.

 

Идея о наличии всех 12 архетипов не выдерживает проверку реальностью хотя бы потому, что некоторые архетипические стратегии противоположны по своему вектору.

 

Это всё равно что объявить, что вы можете включить любой темперамент по своему выбору — у вас есть все четыре сразу. Любой нейропсихолог удивился бы такой логике — да, он может быть смешанным, но выбрать его нельзя. Так и с архетипами. Эти мыслеконструкты глубоко замурованы в наше бессознательное — и мы не можем выбирать их по своему желанию.

 

Вероятно, теория архетипов Кэрол Пирсон стала популярна ещё и потому, что описана простым языком, она ясная и доходчивая. Образы, которые предложила Пирсон, на интуитивном уровне понятны всем (в отличие, скажем от юнгианских Персоны, Анимы и Самости).

 

Архетипы по Пирсон быстро «схватываются» и не требуют психоаналитической подготовки. Они и впрямь помогают быстро понять свои мотивы и стратегии, заметить свои поведенческие паттерны и привычные реакции, осознать причины внутренних конфликтов и разногласий.

 

Отсюда вытекает миф № 4: архетипы — главный ключ к себе и другим, именно он поможет найти бесконечный ресурс и настоящие призвание, обрести контроль над своей жизнью и стать счастливым.

 

Несмотря на то, что я использую модель архетипов Пирсон и считаю её удобным инструментом в психологической работе, я прекрасно сознаю её несовершенство и ограниченность, ровно, как и любой другой философской концепции.

 

Следует ли из этого, что знать свои архетипы бессмысленно? Отнюдь. Заваривая чай в своём любимом чайнике, вы ведь не думаете, что он — универсальная посуда на все случаи жизни? С архетипами похожая история.

 

И последний миф № 5: вы можете легко определить свой архетип, пройдя тест в интернете.

 

Тесты ориентируются на внешние атрибуты. Они просто не могут проникнуть в ваше бессознательное и учесть вашу глубинную мотивацию, стоящую за ответами.

 

Вы любите комедии, шутить, веселится? Архетип Шут на этих вопросах быстро набирает баллы. Вы обожаете красивые вещи, секс, SPA-ритуалы? В результатах теста вы обнаружите, что у вас архетип Любовник.

 

Но правда в том, что эти вещи сами по себе не определяют архетип. Комедии могут нравится и Мудрецам, и Бунтарям. Красивые вещи — и Простодушным, и Героям. Не только Искатели любят путешествовать, и не только Славный Малый нуждается в друзьях.

 

Даже самые лучшие тесты, помогающие «узнать свой архетип» в действительности пытаются определить ваши склонности и психологический портрет. А это не то же самое, что архетипические стратегии.

 

Я изучила все тесты, включая и «Индикатора архетипов Пирсона-Марра» и могу с уверенностью сказать, что попытка определить архетип через тест похожа на попытку постановить диагноза через тест. Можно попасть в точку? Да, можно. Достоверен ли результат? Увы, нет.

 

Все тесты, помогающие «узнать свой архетип» в действительности пытаются определить психологический тип личности. А это не то же самое, что архетипические стратегии.

Тесты просто не могут проникнуть и учесть вашу глубинную мотивацию, стоящую за ответами.

 

Но несмотря на все мифы, курсирующие по интернету, я люблю и ценю архетипы как наиполезнейший инструмент, помогающий быстро осознать свои сильные и слабые стороны, и увидеть свои лучшие и худшие стратегии))

ДРУГИЕ СТАТЬИ БЛОГА: