В 1944 году газета Daily Telegraph напечатала серию кроссвордов, содержащую все шифры секретной операции по высадке войск в Нормандии. Школьный учитель весьма преклонных лет, составивший кроссворд, сам был озадачен подобной «утечкой информации».
Роджер Лозьер, в четырёхлетнем возрасте, едва не утонул в море. Произошло это в окрестностях города Салем (Америка), в 1966 году. К счастью, он был спасен случайной женщиной Элис Блейз. В 12-летнем возрасте Роджер спас мужчину, который тонул в море в том же самом месте. Мужчина оказался мужем Элис Блейз.
Знаменитый астрофизик Стивен Хокинг скончался 14 марта 2018 года в день числа Пи, в день рождения Эйнштейна и в день смерти Галилея.
Мы предпочитаем называть это совпадением.
Карл Густав Юнг назвал это синхроничностью (в некоторых переводах синхронизация или синхронистичность, а в оригинале Synchronizität). По мысли этого швейцарского психолога, синхроничность —это некая смысловая, а не причинная связь между событиями.
То есть Юнг предложил спрашивать не почему что-то случилось (по какой причине?), а зачем (в чём смысл?).
Скептики считают синхроничность склонностью к «мистическому мышлению» или даже примером апофении (это такая потребность видеть взаимосвязи в случайных данных).
Но Юнг не был мистиком, он был серьёзным исследователем. И как психиатр, конечно, прекрасно знал об апофении.
Предпосылки своих идей Юнг находит в трактате Шопенгауэра «Об очевидном узоре в судьбе человека» и в работе Лейбница «Об изначально установленной гармонии всех вещей».
Далее Юнг ссылается на исследования Дарье, Рише и Фламмариона, где оценивалась вероятность случайного совпадения тех или иных событий. Он изучает эксперименты Рейна по угадыванию номеров случайно выпадающих карт, в ходе которых статистически установлено, что вероятность правильного угадывания много выше случайной.
Постепенно Юнг приходит к выводу о наличии в природе смысловых связей, которые присутствуют одновременно как внутри психики, так и во внешнем мире. Может этим и объясняется возможность странных совпадений?
Хотя Юнг начал изучать природу синхроничности ещё в 1930 году, лишь в 1951 году он решился публично выступить с докладом «О синхроничности». В нём Юнг изложил свою концепцию, согласно которой смысловые связи между событиями дополняют привычные нам причинные связи. Метафорично выражаясь, причинные связи событий подобны меридианам, а смысловые — параллелям.
Лично я понимаю, почему он так тянул с докладом. Идея синхроничности наделала много шума в психоаналитических кругах и до сих пор остается одной из наиболее противоречивых идей аналитической психологии.
Основной идеей, вытекающей из работы Юнга, является существование смыслового поля «коллективного бессознательного». В этом поле существуют идеи, мысли, информация о прошлом-настоящем-будущем. Оно существует вне времени и пространства и связано с материальным полем через синхроничность.
Концепцию синхроничности Юнг обсуждал с известным физиком Вольфгангом Паули и в 1953 году была опубликована их совместная работа «Интерпретации природы и психики».
Разумеется, синхроничность существовала задолго до Юнга. Юнг попытался дать феномену совпадений собственное объяснение.
Как-то Марчелло Мастроянни в разгар дружеского застолья вдруг запел старинную песенку «Сгорел тот дом, где я так счастлив был…». В этот момент раздался телефонный звонок и актёру сообщили о пожаре в его доме.
Когда я была студенткой, со мной случилась такая история: я отправилась на море, и моя подруга детства, которую я потеряла из виду после школы, потому что она переехала в другой город, тоже взяла путёвку в соседний лагерь. На следующее утро мы одновременно вышли навстречу друг другу и неожиданно встретились где-то по середине пути.
Именно анализ таких «странных» событий стал предметом работы Юнга. Он отмечал все странные совпадения во время работы с клиентами, не отмахиваясь от них, как от «просто случайностей». Вот отрывок из записей Юнга:
«Мой пример касается молодой пациентки, на которую, несмотря на все усилия, терапия не оказывала никакого эффекта. Трудность проистекала из её убеждённости в собственной правоте, чего бы это ни касалось.
Её превосходное образование снабдило её необходимым для этого оружием, а именно — выхолощенным декартовым рационализмом с безупречным «геометрическим» восприятием реальности. После нескольких бесплодных попыток смягчить её рационализм мне оставалось лишь надеяться, что рано или поздно произойдёт нечто иррациональное и неожиданное, нечто такое, что сможет вызволить её из добровольного интеллектуального заточения.
Так, однажды я сидел напротив нее, спиной к окну, и внимал потоку её красноречия. В ночь накануне нашей встречи ей приснился яркий сон, в котором кто-то преподнёс ей золотого скарабея — дорогое ювелирное украшение. Пока она продолжала рассказывать о своём сне, я услышал лёгкий стук в окно. Я обернулся и увидел довольно крупное насекомое, которое стучалось в оконное стекло, настойчиво пытаясь проникнуть в комнату. Мне это показалось странным. Я открыл окно и сразу же поймал это насекомое. Это был жук, похожий на скарабея, известный как золотистая бронзовка, чей золотисто-зелёный окрас почти полностью повторяет окрас золотого скарабея.
Я передал жука своей пациентке со словами «Вот ваш скарабей». Этот случай позволил наконец проделать брешь в его рационализме и ослабить её интеллектуальное сопротивление. После этого терапия стала приносить результаты».
Я тоже не раз замечала синхроничность при работе с клиентами и часто именно она давала мне или им подсказку, куда направить внимание в терапии. На явлении синхроничности построены некоторые техники интуитивного поиска решений в «Решения, которые ты выбираешь».
С проявлением синхроничности сталкивался каждый из нас. Наверняка, у вас бывало такое: едва вы подумали о ком-то, и этот человек сразу вам позвонил. На самом деле способность «чувствовать» близких есть у многих людей.
Юнг выделяет в феномене синхроничности два принципиальных момента:
-
находящийся в бессознательном образ почему-то проникает в сознание в виде сновидения, мысли или предчувствия;
-
что-то в реальном физическом мире почему-то совпадает с этим образом.
По сути, синхроничность — это кратковременное подключение нашего сознания к «коллективному бессознательному». Такое подключение может случиться спонтанно, а может и целенаправленно (через духовные практики). Писатель назовет это вдохновением, учёный — озарением, отчаявшийся — чудом.
Любое ли совпадение является синхроничностью? Конечно, нет. Синхроничность проявляется там, где включается нечто большее, чем вероятность слепого случая.
Рассматривать или нет какое-то совпадение как проявление синхроничности — зависит от нашего отношения к этому. Синхронистические ситуации выглядят случайными, но не являются таковыми. Если для вас в этом совпадении есть смысловая связь, и, если исходя из теории вероятности совпадение представляется маловероятным, возможно вы имеете дело с синхроничностью.
Как можно использовать синхроничность?
Если вы наблюдательны и умеете замечать цепочки схожих событий, если вы обладаете развитым эмоциональным интеллектом и доверяете интуиции, то сможете развить у себя способность вести «диалог с миром», то есть задавать сложные вопросы и получать ответы в виде «знаков» (синхроничность в чистом виде). Это прекрасный инструмент творческого мышления, и чем активнее вы его используете, тем лучше он у вас работает.
У меня логический склад мышления, но умение вести «диалог с миром» дополняет, а не отменяет логику. Поэтому я очень внимательно отношусь к проявлению синхроничности в работе с клиентами. Часто это даёт подсказки, которые помогают быстрее прийти к результату и сэкономить недели и даже месяцы терапии.
К примеру, мне захотелось пересмотреть один старый фильм, и я это сделала, а на следующий день на сессии клиентка упомянула, что ассоциирует себя с героиней именно этого фильма. Синхроничность? Мы стали разбирать её историю через призму кино и нашли то, чего недоставало для понимания глубинных мотивов её поступков — по сути это был мощный инсайт, который помог в терапии.
То есть с материалистической точки зрения, без всякой там мистики, синхроничность даёт:
-
возможность замечать закономерности за простыми совпадениями (системное мышление);
-
возможность чувствовать других людей и предсказывать их поступки (развитая эмпатия);
-
возможность использовать внешние случайные стимулы при решении творческих задач (творческое мышление).
Воспринимайте синхроничность повседневных событий своей жизни как ответы на свои вопросы, подсказки, если угодно. Но не впадайте в апофению, и не ищите связь там, где её нет))
Если мы находимся в гармонии с окружающим миром, то наша жизнь естественным образом приобретает синхроничные ритмы.