10 уловок мозга, из-за которых мы принимаем неверные решения

Исследования показали, что, когда дело доходит до выбора правильного решения, наш мозг оказывается несовершенным инструментом. Мы врём сами себе. Не специально: просто так уж устроен мозг. В психологии это называется «когнитивные искажения». Они ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы, более того — под наши собственные убеждения.

 

Почему мозг ошибается?

 

На самом деле когнитивные искажения появились в процессе развития мозга, чтобы помочь ему сберечь энергию или упростить принятие решений.

 

Когнитивных искажений много. На сегодняшний день описано около 180 способов «обмануть себя». Некоторые очень похожи, какие-то встречаются редко. Знать их все невозможно, да и не нужно. Но время от времени замечать свои излюбленные и понимать их природу имеет смысл хотя бы потому, что когнитивные искажения заставляют нас принимать неверные решения и потом жить с последствиями этих решений.

Я выбрала самые распространённые и вредоносные.

 

Если сгруппировать основные ошибки мозга, то мы увидим, что все они решают две главные проблемы:

  • Как отделить важное от ненужного.
  • Как действовать, когда чего-то не понимаешь.

Первая проблема мозга: слишком много информации (или как отделить важное от ненужного)

 

Каждый день мозг переваривает кучу данных. Чтобы разобраться с потоком информации, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. И наш мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные, как ему кажется, сведения: он обращает внимание на то, что мы уже знаем, на необычные вещи и на негатив.

 

1. Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем и что нас волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого как бы и не видим. Кто следит за модой — обращает внимание на то, как одеты другие. Кто не отмечает праздники — забывает поздравить друзей.

 

2. Иллюзия частоты. Мы замечаем то, о чём узнали недавно. Если мы прочитали статью о спортивном питании и решили считать БЖУ, то обнаруживаем, что спортивное питание продаётся буквально повсюду.

 

3. Эффект мнимой правды. Мозг выделяет сведения, которые встречал много раз и люди верят в то, что им повторяют. Такой приём используют в пропаганде и рекламе. Мы столько раз слышали о новом креме и купили его просто потому, что мы о нём знаем.

 

4. Эффект контраста. Причудливое, смешное, удивительное заметнее, чем обыкновенное. Мозг преувеличивает важность всего необычного и пропускает всё обыкновенное. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, другая упаковка на полке с одинаковыми товарами.

 

5. Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники и истории, в которых у героев всё очень плохо. Мы скорее запомним, что пошло не так, чем то, что получилось, как надо.

 

Вторая проблема мозга: слишком мало информации (или как действовать, когда чего-то не понимаешь)

 

На поиски информации требуется время и энергия. И мозг придумал уловки, чтобы не напрягаться, даже если чего-то не понимает: он использует то, что мы уже знаем, опирается на контекст и держится за старые убеждения.

 

6. Эвристика доступности. Если что-то легко можно вспомнить, мозг считает это важным. По крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти в первую очередь? То, что случилось с вами, вашими знакомыми или то, о чём вы слышали. То есть довольно ограниченный личный опыт.

 

7. Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, обращая внимание на частный случай. Большинство из нас не боится садиться в машину, но многие боятся самолётов. Хотя статистически шанс умереть в автокатастрофе гораздо выше. Эта когнитивная ошибка часто приводит к тому, что мы преувеличиваем или преуменьшаем риски.

 

8. Фрейминг. Контекст влияет на восприятие. Мы реагируем на вещи, в зависимости от того, как они описаны. К примеру, если нам скажут, что мы потеряли половину вложений – это плохо, а если нам удалось сохранить половину вложений — это хорошо.

 

9. Предвзятость подтверждения. Мы ищем информацию, которая подтверждает нашу позицию. Мы игнорируем ту, что противоречат нашим убеждениям. Чтобы не разрушить сложившуюся у нас в голове картину мира, мозг фильтрует поток входящей информации, выкидывая из него неудобные факты.

 

10. Эффект ожидания. Наши ожидания определяют наши действия. Если мы верим, что регулярные тренировки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. Если мы не ждём, что это сработает, то пропускаем тренировки или делаем их кое-как.

 

Вообще-то, когнитивные искажения не так уж безобидны: из-за них мы выстраиваем картину мира, которая не соответствует реальности. Кстати, одно из когнитивных искажений — так называемое «слепое пятно». Мы не замечаем искажений в собственном мышлении.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Старайтесь критически относиться к своим суждениям, когда принимаете решения.

Со временем вы начнёте видеть эти «уловки мозга» и обходить их.

Вылавливайте в своих рассуждениях когнитивные искажения, и ваши решения станут на порядок лучше.

ДРУГИЕ СТАТЬИ БЛОГА: